23 Июля. Солнце встало и упало, День прошёл ни как попало

Команда НИС «Г.Ю. Верещагин» состоит как из опытных специалистов, работавших на судах речного и морского флота, так и из новичков, студентов Иркутского техникума речного и автомобильного транспорта, которые каждый год проходят практику на судне. Постоянный костяк составляет около половины команды. Это те, кто проработал на судне больше двух лет. Во время рейса видно, как слаженно работает вся команда, все на своих рабочих местах, если нужна помощь «науке», то сразу кто-то из команды рядом. Кого-то из членов команды мы видим редко, только когда они выходят на главную палубу. Это, в основном, машинное отделение. А матросы-студенты наоборот - большую часть своей вахты наводят порядок на палубах. В рубке у руля постоянно сменяют друг друга капитан и старший помощник капитана.

Капитан НИС «Г.Ю.Верещагин» Михаил Владимирович Черных

Ст. помощник капитана Иван Юрьевич Бархоков

Через громкую связь мы слышим отдаваемые ими команды. На камбузе почти круглосуточно что-то вкусное готовят профессиональные коки (судовые повара), и вентиляция разносит ароматы по всем уголкам судна.

Анастасия Черных - кок НИС «Г.Ю.Верещагин»

В этом рейсе практику «Обучение-через-исследование» проходят не только студенты-геологи, но и студенты-речники Иркутского учебного заведения.

Сергей Семов, Максим Ольховиков – мотористы 1 кл. и Алексей Мотоваров, матрос 1 кл.

Сергей Викторович Бунаков - электромеханик, Иван Юрьевич Бархоков - ст. помощник капитана и Дмитрий Муковников – матрос 1 кл.

Кто знает, возможно, кто-то из них в будущем будет ходить не только по Байкалу и сибирским рекам, но и по большим морям и океанам. Вот было бы здорово встретиться через несколько лет опять в какой-нибудь научной экспедиции! Представьте, в Тихом океане, летом 2025 года! По счастливой случайности, на одном научно-исследовательском судне, работают вместе 2-й штурман дальнего плавания и начальник геологического отряда - оба «выпускника» Class@Baikal. И вдали от Байкала им будет, что вспомнить.

А вспомнить будет что. Хотя бы вот сегодня: рабочий день начался с 01:00, по приходу в точку работ. Наконец-то все поняли, что такое круглосуточная работа, распределенная по вахтам. Морякам, конечно, не привыкать к такому стилю работы, а «науке» пришлось срочно перестраиваться, что сразу было видно во время завтрака по недоспавшим лицам.

 Геофизика требует крутиться сутками, сменяя друг друга, на ходу подстраивая приборы для работы на сложном рельефе байкальского дна. Что-то у нас получается, а что-то не очень. Иногда непосвященному сложно понять, как из этого хитросплетения проводов, сигналов, программ и людей получается чёткая картинка-разрез подводных отложений. Иногда это непонятно и профессионалам…

К вечеру поднялась волна и уже никакие ухищрения не позволяли получать хороший результат. Пришлось поднимать на борт всё забортное оборудование и идти на якорь поближе к берегу.

Перерыв в работе позволил Андрею Хабуеву, сотруднику Лимнологического института СО РАН, провести экскурсии в рубку корабля и к «сердцу корабля» - машинное отделение.

 Алексей Мотоваров, матрос 1 кл.

Ст. механик НИС «Г.Ю.Верещагин» Виктор Иванович Мерзов и моторист 1 кл. Игорь Борисович Степуренко

Ст. механик НИС «Г.Ю.Верещагин» Виктор Иванович Мерзов

Но отдыхать некогда, еще надо испытать подводную навигацию, чтобы завтра её «проверить» и на глубине. Подводная навигация – это комплексная система забортного и набортного оборудования, позволяющая с большой точностью определять положение забортной аппаратуры относительно судна. Такая точность требуется для детальных работ. Особенно на больших глубинах. А Байкал – самое глубокое озеро на Земле. Новую аппаратуру для подводной навигации, попробовать в нашем рейсе, захватил с собой Леонид Моисеевич Кульницкий. В этом рейсе таких задач не ставилось. Но геологи всегда смотрят вперед. Уже на следующий год она может пригодиться, а значит нужно опробовать сейчас. За её настройку взялся Денис Михайлович Денисов, а все, включая команду, с интересом и удовольствием ему помогали. Дело не простое, но мы не привыкли отступать.

Прерваться пришлось лишь на традиционную вечернюю лекцию.

Сегодня её читал Анатолий Васильевич Старовойтов, он рассказал о морской практике студентов МГУ на Беломорской биологической станции и о специально подготовленном руководстве по этой практике.

Файлы: